2 и 3 октября 2019 г. Объединённый институт ядерных исследований посетили старшеклассники «Гимназии им. С.В. Ковалевской» из г. Великие Луки Псковской области. Для школьников были организованы экскурсии в Музей истории науки и техники ОИЯИ, а также в Лабораторию ядерных проблем и Лабораторию ядерных реакций.
Знакомство с Институтом началось в Музее ОИЯИ, где ребятам рассказали о крупных научных проектах, реализуемых в Институте. В экспериментальном зале школьники смогли выполнить несложные, но интересные физические опыты, а также стали свидетелями зрелищной демонстрации работы катушки Тесла.
Иванов Дмитрий, ученик 11 класса
Очень понравилось в музее ОИЯИ. Мы узнали историю основания института, а также услышали о многих выдающихся личностях, внёсших огромный вклад в развитие ОИЯИ. Экспонаты музея и видеоролики позволили составить довольно полную и наглядную картину всех направлений деятельности лабораторий ОИЯИ и их достижений. Особое место в музее занимают экспонаты, с которыми можно «поиграть». Было не только познавательно, но и очень интересно.
Инженер Лаборатории ядерных проблем М.Сороковиков рассказал учащимся об эксперименте на озере Байкал, где работает глубоководный нейтринный телескоп и провел экскурсию по залу сборки оптических модулей, с помощью которых уже в ближайшем будущем ученые смогут «поймать» следы нейтрино, приходящих к нам из далеких глубин Вселенной. Школьники ознакомились с фотографиями, сделанными в 2018 году в ходе зимней байкальской экспедиции специалистов ОИЯИ.
Артамонова Анфиса, ученица 9 класса
В ОИЯИ я впервые услышала о существовании нейтрино, об их особенностях и сложностях регистрации. Нам не только рассказали, но и показали, как теория реализуется на практике, например, при сборке оптических модулей нейтринного телескопа.
Знакомство с нейтринной темой продолжилось «Зеленой лаборатории», где Н.Анфимов показал «темную комнату» – зал, где тестируются фотоумножители. Л.Колупанова познакомила визитеров с работой пультовой эксперимента NOvA. Вниманию гостей была предложена лабораторная работа по сборке детектора частиц – камеры Вильсона и демонстрация работы фрезерно-сверлильного станка для прототипирования микросхем.
Петров Александр, ученик 11 класса
Мы побывали в настоящем исследовательском центре, смогли посмотреть на работу ученых, поговорить с ними о сложном на простом языке. Нам показали современное оборудование, объяснили принципы его работы, а также продемонстрировали его возможности. В «Темной комнате» мы провели очень интересные физические опыты, например, наблюдали треки альфа-частиц и левитацию сверхпроводника в магнитном поле. Нам рассказали о работе фотоумножителей, используемых при регистрации элементарных частиц.
Шкроба Дарья, ученица 10 класса
Посещение пультовой эксперимента Nova – эта одна из частей экскурсии, которая мне особенно понравилась! Замечательно, что можно «наблюдать» за поведением частиц в режиме реального времени и управлять экспериментом издалека!
Завершился визит в Лаборатории ядерных реакций. Р.Рымжанов рассказал об истории открытия новых элементов Периодической таблицы Д.И. Менделеева, познакомил с принципом работы синхроциклотрона на примере макета установки ДЦ-280, поведал о прикладных исследованиях, которые проводятся в Лаборатории, провел ребят на ускоритель ИЦ-100.
Петрусева Светлана Валентиновна, учитель химии гимназии
Объединенный институт ядерных исследований – это крупный многоплановый международный научный центр, в котором успешно интегрированы фундаментальные теоретические и экспериментальные исследования. Мне, как учителю химии, наиболее интересна была Лаборатория ядерных реакций и Фабрика сверхтяжёлых элементов. Мы узнали, как получают трансурановые элементы, увидели модель циклотрона. Нам показали, как получают трековые мембраны – продукт высоких технологий, которые используются не только для гемодиализа, а потенциально имеют широкое применение.
Тихонова Алевтина, ученица 10 класса
Ускоритель ИЦ-100 поразил с первых секунд. Сотрудник лаборатории рассказал нам о принципах работы ускорителя, ответил на наши вопросы. Его рассказ позволил нам оценить ежедневный вклад сотрудников ОИЯИ в развитие науки.
Теплая солнечная погода располагала к прогулке по институтской части, во время которой гости смогли проникнуться академической атмосферой города. Ребята увидели памятники выдающимся ученым: Д.И. Менделееву, Н.Н. Боголюбову, М.Г. Мещерякову, Г.Н. Флёрову и другим.
Григорьев Михаил, ученик 9 класса
Мне очень понравилась Дубна – уютный город с яркими желтыми домиками. Впечатлили красивая набережная им. Д.И.Менделеева и яблоневый сад. Удивительно, но просто гуляя по улицам города, мы оказались мотивированы на будущую интересную работу, на соучастие в командном развитии научных идей, на саморазвитие.
Пугачёва Наталья Петровна, учитель физики
В июле 2019 г. я участвовала в Летней научной школе для учителей физики на базе ОИЯИ. Школьные учителя действительно нуждаются в подпитке новыми современными знаниями из первоисточников. Я была потрясена количеством направлений деятельности ОИЯИ и полученными результатами, с удовольствием слушала лекции компетентных людей, увлеченных научными исследованиями. Ко Дню учителя я получила прекрасный подарок – возможность побывать в ОИЯИ со своими учениками. Всем понравилось! Удивились масштабам, узнали много нового, захотели сделать что-то полезное для своей страны. Сожалеют только о том, что не во всех лабораториях побывали, не увидели Ю.Ц. Оганесяна и NICA. Я тоже сожалею.
Мы желаем сотрудникам ОИЯИ и УНЦ личного и профессионального долголетия и неожиданных удивительных событий. Встреча с вами – настоящее СОБЫТИЕ для нас.