Со 2 по 6 декабря 2024 г. в ОИЯИ проходила первая научная школа для учителей Республики Беларусь. 16 педагогов, преподающих физику в инженерных классах, знакомились с исследованиями и установками Института, получали новые знания, которые смогут применять на своих уроках.
Школа открылась традиционным приветствием директора Учебно-научного центра Дмитрия Каманина, который обратил внимание гостей на уникальные особенности наукограда, а также отметил направления исследований, в которых ОИЯИ является мировым лидером. Знакомство с институтом продолжилось на выставке «Базовые установки ОИЯИ» и в Музее истории науки и техники. В Универсальной библиотеке им. Блохинцева учителя узнали о научно-популярных и просветительских проектах, реализуемых сотрудниками и волонтёрами, а квест по улицам Дубны позволил педагогам лучше узнать историю и культурные особенности города.
С новым утверждённым Министерством просвещения РФ учебно-методическим комплектом «Физика 7–9. Инженеры будущего», направленным на изучение школьного предмета на углублённом уровне, а также с учебным пособием для профильной школы «Ядерная физика. 10-11 классы» преподавателей познакомили его авторы Юрий Панебратцев, Наталия Воронцова и Иван Ломаченков.
О виртуальной лаборатории для изучения ядерной физики и других обучающих электронных ресурсах, участникам школы рассказали сотрудники УНЦ. Педагоги посетили Лицей им. В. Г. Кадышевского, где встретились с директором Юрием Курлаповым, познакомились с инфраструктурой школы, приняли участие в мастер-классе по выполнению лабораторных работ по физике.
Участники школы посетили Лабораторию ядерных проблем, побывав на пультовой эксперимента NOvA и в зале тестирования фотоумножителей. В Лаборатории информационных технологий вниманию учителей был представлен Многофункциональный информационно-вычислительный комплекс ОИЯИ и прочитана лекция о роли компьютерных вычислений в современной физике. Педагоги побывали в Лаборатории физики высоких энергий на ускорительном комплексе NICA, на Фабрике сверхтяжёлых элементов и в наноцентре Лаборатории ядерных реакций.
Лекцией «ОИЯИ и путь в большую науку» руководитель департамента кадров и делопроизводства Александр Верхеев подвёл итоги школы, дав учителям дорожную карту для привлечения молодёжи в Институт. А представитель Беларуси, начальник группы ЛФВЭ Елена Кокоулина, рассказала о своём опыте работы с белорусскими студентами и возможностях для сотрудников, которые предлагает ОИЯИ.
Участники школы рассказали о своих впечатлениях.
Елена Курилова, школа № 9, г. Жлобин:
«Мне очень понравилась школа. Я рада, что являюсь на ней первопроходцем среди учителей Беларуси. В нашей стране уже несколько лет работают инженерные классы, и все мы являемся учителями этих классов, преподаём физику на углубленном уровне.
Впечатления не передать словами, здесь по-настоящему интересно. Нам очень понравилась книга, которую создала команда УНЦ – учебно-методический комплект для 7–9 классов. Это действительно интересная и продуктивная работа ваших ученых.
Впечатлили масштабы самого Института, потому что мы не представляли, сколько ученых работает над проблемами ядерной физики. Мы приедем домой и передадим накопленный здесь опыт коллегам – все уже ждут, когда мы приедем с новыми знаниями».
Андрей Хвалинский, Лицей № 1, г. Барановичи:
«Я, конечно, и раньше имел представление об ускорителях: циклотроне, коллайдере, но увидеть их вживую очень впечатляет. Всегда интересно ощущать, как работают такие установки.
У нас есть ученики, которые ничего не знают о ядерной физике. В Беларуси, на мой взгляд, больше развита теоретическая физика. Тесно связан с ядерной физикой Объединенный институт энергетических и ядерных исследований – Сосны НАН Беларуси. Сейчас, как я слышал, связь между Дубной и нашими «Соснами» будет укрепляться. К слову, мне понравилась и сама Дубна».
Константин Петров, Академия образования Республики Беларусь:
«Должен отметить, что учителя физики общаются в основном внутри своего круга, но сейчас у нас появился редкий шанс пообщаться с учёными, которые занимаются большой наукой. Для нас это исключительная возможность увидеть труд физиков-исследователей в реальном времени, посмотреть на их работу на реальных объектах.
Во-вторых, на этой школе мы поднимаем уровень своей мотивации и, прежде всего, начинаем думать о том, как популяризировать науку, как привлечь большее количество детей в физико-математическую область, потому что для нас это тоже является крайне важным».
Вероника Шаповал, гимназия № 3, г. Солигорск:
«Я молодой специалист на отработке после университета. В управлении образования мне предложили поездку сюда и обещали, что будет интересно. Я очень рада, что приехала – получаю очень много полезной информации, особенно для детей. Я второй год преподаю в инженерных классах, дети там мотивированы, но у нас нет такого разнообразия учебных материалов. Здесь предлагают тетрадь-тренажер, мультимедийные ресурсы, есть интерактивная лаборатория – все это намного интереснее.
У нас есть контракт с некоторыми белорусскими университетами: дети при поступлении имеют небольшие льготы. Использование полученных на школе материалов поможет нам в подготовке учеников к поступлению в профильные вузы».
____
Школы для учителей физики, организуемые УНЦ ОИЯИ, проходят в Объединённом институте ядерных исследований ежегодно, начиная с 2009 года. Цель программ — сокращение «расстояния» между школой и фундаментальной наукой, а также содействие распространению современных научных знаний среди широкой аудитории.
В планах сотрудников УНЦ – проводить школы для педагогов из стран-участниц ОИЯИ, в том числе на английском языке. В феврале в ОИЯИ планируется проведение пилотной школы «Учитель будущего» для студентов, отобранных инфоцентрами Института на территории России. Также на базе информационных центров будет внедрена практика проведения научно-практических школ-семинаров для педагогов.