Школа - семинар «Учителя будущего»

С 10 по 22 февраля Учебно-научный центр проводит в Дубне Школу-семинар «Учителя Будущего» для студентов физико-математических направлений. Семинар является открытой площадкой по обмену опытом представителей наукоемких направлений, педагогов и студентов, которые собираются связать свою деятельность с образованием.

Семинар сочетает интеграцию программ ОИЯИ, направленных на подготовку и переподготовку педагогов, обеспечение системы школьного образования учебной и учебно-методической литературы, с многолетним опытом проведения сезонных школ и программ для школьников. Основная цель семинара – создать условия по дополнению предметным содержанием существующих вузовских программ ФГОС в области современной физики (в первую очередь – экспериментальной) и прикладной математики. 

Основные задачи семинара:

- обмен опытом по использованию в различных системах образования инновационных подходов, а также в области популяризации науки;

- знакомство с современными подходами в образовании, в том числе основанными на практической (экспериментальной) предметной деятельности и обучению исследовательской и инженерно-конструкторской деятельности с использованием методологии моделирования;

- создание условий по привлечению в педагогику увлечённых студентов, а в науку – талантливых школьников;  

Формат семинара - мастер-классы по экспериментальной физике и проектному обучению исследовательской деятельности, лекции по актуальным направлениям развития науки и технологий, круглые столы. 

Предлагаемый курс ориентирован на студентов физико-математических специальностей, рассчитан на 72 часа аудиторных занятий и содержит 2 мастер - класса, проводимых опытными наставниками.

Мастер-классы:

1.) Практикум по экспериментальной физике (разделы «кинематика и механика», «газовые законы», «электричество и магнетизм»), выполняемый на оборудовании УНЦ ОИЯИ. Продолжительность – 24 часа. 

Он содержит следующие лабораторные работы, распределенные по тематическим блокам:

Блок 1. «Кинематика».

1.1. «Равномерное прямолинейного движения». 

1.2. «Движение тела, брошенного под углом к горизонту». 

Блок 2. «Динамика».

2.1. «Опытная проверка 2го закона Ньютона». 

2.2. «Опытная проверка закона сохранения импульса». 

Блок 3. Молекулярная физика и термодинамика. 

3.1. «Измерение атмосферного давления». 

3.2. «Опытная проверка изо -процессов». 

Блок 4. Электродинамика.

4.1. «Изучение процесса разрядки конденсатора».

4.2. «Измерение Э.Д.С. и внутреннего сопротивления источника». 

Блок 5. Оптика. 

5.1. «Определение оптической силы собирающей и рассеивающей линзы». 

Все измерения и вычисления осуществляются с оценкой погрешности наблюдаемых величин. Большая часть работ представляет методический интерес с точки зрения работы с погрешностями.

2.) Практикум по проектному обучению исследовательской деятельности на основе методологии моделирования в области физики и математики. Продолжительность – 36 часов.

В ходе практикума слушатели, разбившись на группы разработают серию учебно-познавательных и инженерно-конструкторских проектов, используя формы деятельности и методы разработки содержания проектов, основанные на теории планомерно - поэтапного формирования П.Я. Галперина и теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Такой подход предполагает создание для группы будущих педагогов ситуации, в которой они выступают в роли будущих своих подопечных (учеников), выполняя тот или иной учебно- исследовательский или инженерно-конструкторский проект в области физики и математики. При этом учащиеся - педагоги таких своеобразных курсов повышения квалификации вынуждены пройти все стадии разработки проекта: от детализации возможной интриги проекта до материального результата (проверки гипотезы, построения модели процесса или явления, создания образца изделия или его прототипа, обусловленных целью проекта).

Практическая деятельность слушателей курсов дополняется теоретической частью – лекциями ведущих специалистов ОИЯИ, экскурсиями на действующие установки Института и знакомством с новым учебником физики для инженерных классов. Продолжительность – 12 часов. 

Количество слушателей – 24-30 человек. Предполагаемая география участников – представители вузов России из мест дислокации информационных центров ОИЯИ.

Частичная апробация курса прошла в рамках 36й Международной Компьютерной Школы в июле 2024 года в Дубне, в которой приняли участие студенты Камчатского государственного университета, Дальневосточного федерального университета и Северо-Осетинского государственного университета (всего 12 человек).