Круглый стол в университете «Дубна»

Представительный круглый стол «Проблемы физико-математического образования» с участием учителей из Архангельской и Ростовской областей, городов Росатома, Лицея «Дубна» и Лицея им. В.Г. Кадышевского. Дубны прошел на площадке Государственного университета «Дубна» 31 октября. К учителям присоединились сотрудники и руководство Университета и Учебно-научного центра (УНЦ) ОИЯИ, а также руководитель информационного центра ОИЯИ в Камчатском государственном университете

Широкий географический охват участников стал возможным благодаря Научно-методической школе для учителей физики Объединенного института ядерных исследований, прошедшей в УНЦ ОИЯИ с 27 по 31 октября. 38 учителей направили в Дубну информационные центры Ростова-на-Дону, Архангельска и Томска для знакомства с достижениями современной физики, исследованиями ОИЯИ, программами подготовки квалифицированных научных кадров института, а также прохождения программы физического практикума, основанного на разработках Учебно-методического комплекса «Инженеры будущего» (под ред. Ю. Панебратцева, УНЦ ОИЯИ). 

Собравшихся приветствовал Петр Ширков, ведущий методист УНЦ ОИЯИ и модератор круглого стола. Он обратил внимание участников на возникшее противоречие между постановлениями федерального уровня, направленными на формирование технологического суверенитета России и продолжающимся падением интереса школьников к физике, математике и инженерным направлениям, связанным, в том числе с излишней «теоретизацией» преподаваемых дисциплин, усилением отставания содержания математики и информатики от потребностей естественных и инженерных наук.

От имени гостеприимных хозяев площадки к участникам круглого стола обратилась Оксана Крейдер, проректор по учебе Университета «Дубна», которая привела статистику по количественным и качественным показателям уровня подготовки абитуриентов в области физики и подчеркнула роль школьных учителей в подготовке специалистов и ученых в естественнонаучных областях.

Директор Учебно-научного центра института Дмитрий Каманин поблагодарил информационные центры ОИЯИ за поддержку усилий института в подготовке высококвалифицированных кадров для науки и подтвердил приоритет работы УНЦ с учительским сообществом, предложив продолжить разговор о поддержке работы с учителями физики, начатый накануне на встрече участников Научно-методической школы ОИЯИ с директором ОИЯИ академиком Г. Трубниковым, подчеркнувшим, что кадровое будущее науки находится в руках школьных учителей.

Руководитель делегации учителей южного региона, заместитель декана Физического факультета Южного федерального университета (ЮФУ) Марина Файн поделилась впечатлениями и итогами прошедшего в августе IV Всероссийского съезда учителей физики, что положило начало активной дискуссии участников встречи. Было сказано о недооцененности труда учителя и о недостаточной мотивации школьников в изучении предмета. Однако основным предметом обсуждения были специфические проблемы образования, например, несоответствие школьных программ физики и математики, из-за чего учителю бывает сложно объяснить ученикам формулы из курса физики. Про важность математики говорилось много, прозвучало предложение приглашать на научные школы ОИЯИ также школьных учителей математики. Обращаясь к учителям, зав. кафедрой высшей математики Университета «Дубна» Елена Богомолова сказала, что хотя усилия по подготовке победителей олимпиад, детей с нестандартным мышлением, нужны и важны, основной массе учеников важно основательно преподать школьный материал, на «плотной базе которого университет достроит архитектуру высшей математики”.

Представители молодой части собравшихся — учителя школ, недавние выпускники вузов или старшекурсники, уже работающие в школах, — обратили внимание присутствующих на «слабость» социальных лифтов, которые смогли бы помочь им закрепиться в школах. 

В своем большом выступлении зав. кафедрой физики Университета «Дубна» Михаил Токарев в том числе посетовал, что физика вводится в школьное расписание слишком поздно: «Дети из начальной школы приходят к нам на [научно-популярные] мероприятия, им интересно, они всё готовы пробовать. В 7 классе этот интерес еще теплится, а в 8 классе им уже не до физики. И хорошо бы со стороны государства рассмотреть вопрос, чтобы физику с пятого класса как-то подхватывать», — и это пожелание было горячо поддержано в зале.

Но не только проблемы обсуждались на круглом столе, где собрались сильные и заинтересованные профессионалы, готовые не только учить, но и учиться самим. Учителя делились своим опытом преподавания, рассказывали, как увлечь детей предметом, соглашались, что учить детей — это не только профессия, но и призвание. Об этом же, закрывая круглый стол, сказала Оксана Крейдер: «Здесь собрались коллеги-педагоги, но я вижу некоторую разницу между учителем школы и преподавателем вуза. Для меня учитель — это призвание, и это намного выше: учитель работает, невзирая ни на зарплату, ни на нагрузки. Мы как преподаватели высшей школы говорим спасибо всем вам за то, что к нам приходят студенты, способные сдать ЕГЭ, поступить в вуз, не вылететь после первой сессии, учиться, заниматься наукой, спортом, наставничеством и так далее».

Круглые столы по вопросам естественнонаучного и инженерно-технического образования с участием школьных учителей физики, преподавателей университетов, представителей наукоемких организаций и руководства образованием регионов становятся доброй традицией при проведении мероприятий Учебно-научного центра ОИЯИ для педагогов, от которых в конечном итоге зависит количество и качество будущих научных кадров.