Научно-методическая школа для учителей прошла в ОИЯИ с 8 по 17 декабря и была необычна не только английским языком в качестве рабочего, но и тем, что на нее приехали методисты региональных образовательных центров науки (Science centres). А это значит, что полученные знания они смогут распространить на широкое учительское сообщество ЮАР, и это делает эту школу особенно эффективной.
Всего в Научной школе ОИЯИ, организованной в сотрудничестве с информационным центром ОИЯИ в ЮАР, приняли участие 11 человек. Это сотрудники и руководители центров науки, которые занимаются методической и ресурсной поддержкой школьного естественнонаучного образования в Южной Африке, и сотрудник профильной группы Лаборатории ускорительных наук Национального исследовательского фонда iThemba LABS Тобиас Хилтон. В работе школы принимал активное участие координатор по сотрудничеству с ОИЯИ, заместитель директора по научной работе названной лаборатории Рудольф Нчоду
Семидневная рабочая программа школы состояла из нескольких блоков: знакомство с исследованиями и лабораториями ОИЯИ и достижениями современной физики, практические занятия: физический практикум для учащихся, проектные технологии в образовании и инженерные практикумы по детекторам, дозиметрии и электронике, а также блок, посвященный работе с Учебно-методическим комплексом «Физика. Инженеры будущего» и онлайн-ресурсами УНЦ ОИЯИ.
Об истории ОИЯИ как международной межправительственной организации участникам Школы рассказала в своей вводной лекции зам.руководителя Департамента международного сотрудничества ОИЯИ Елена Бадави. На лекциях ученых ОИЯИ гости из ЮАР узнали об основных направлениях исследований и о базовых установках Института. Научное партнерство ЮАР и ОИЯИ насчитывает уже более двадцати лет, поэтому особое внимание лекторы уделили проектам лабораторий с участием ученых из ЮАР. Так, общий обзор направлений исследований ЛНФ сделал зам.директора лаборатории Юрий Копач, а начальник Сектора нейтронного активационного анализа и прикладных исследований ЛНФ ОИЯИ Инга Зиньковская рассказала о совместном с коллегами из Стелленбошского университета ЮАР цикле работ, посвященных определению концентраций и происхождения макро- и микроэлементов в образцах мидий с прибрежных зон Южной Африки. Об исследованиях Лаборатории радиационной биологии, в том числе совместных с ЮАР, рассказал начальник Отдела радиационной биологии и физиологии ЛРБ ОИЯИ Павел Лобачевский.
Участники Школы посетили Многофункциональный информационно-вычислительный комплекс ЛИТ ОИЯИ, сопроводительную лекцию по которому провел Игорь Пелеванюк. Лаборатория развивает совместные проекты с ЮАР, в том числе в сфере подготовки молодых кадров. Состоялась большая экскурсия на ускорительный комплекс NICA и Фабрику магнитов, а вводную лекцию о коллайдере прочитал Сергей Мерц. Большую программу визита в ЛЯР ОИЯИ и Наноцентр, которые ведут активное сотрудничество с ЮАР, подготовил для участников школы зам.директора ЛЯР ОИЯИ Гжегож Каминьски.
Основную часть расписания Школы заняли практические работы. Обширный блок по физическому эксперименту в школе (по основам механики, термодинамики, электричества и оптики), разработанный для участников под научным руководством Ивана Ломаченкова провели Марина Донец, Павел Лучинин, Владислав Тюлькин и Петр Ширков. Целый день был посвящен практикумам по инженерному делу, детекторам, дозиметрии и электронике, которые подготовили и провели сотрудники УНЦ ОИЯИ Михаил Ноздрин, Кирилл Гикал и Дмитрий Белозеров. Также учебный день был отдан занятиям по проектным технологиям в школьном образовании, разработанным ведущим методистом УНЦ ОИЯИ Петром Ширковым, в котором, помимо гостей из ЮАР, приняли учащиеся 5-6 классов физико-математического Лицея им. В.Г. Кадышевского.
Отдел разработки и создания образовательных программ УНЦ ОИЯИ под руководством Юрия Панебратцева имеет давние и прочные связи с коллегами из ЮАР. Программа, подготовленная сотрудниками отдела для Научной школы ОИЯИ, была по традиции разнообразна и включала не только практикумы и мастер-классы по цифровым образовательным ресурсам УНЦ ОИЯИ, но и брейн-квиз и дискуссию по возможностям дальнейшего развития сотрудничества.
В программе школы были также предусмотрены посещение Физико-математического лицея им. В.Г. Кадышевского, где учителя поделились с коллегами из ЮАР своим опытом преподавания физики и математики, и визит в Государственный университет «Дубна», который включал в себя большую встречу с руководством университета с обсуждением вопросов международного сотрудничества в области образования.
Для участников Школы была организована поездка в предновогоднюю Москву. Как по заказу накануне выпал долгожданный снег, укрывший московские скверы и бульвары пушистым белым покрывалом и позволивший гостям из ЮАР увезти домой не только новые знания и множество впечатлений, но и живописные зимние фотографии.
В заключительный день после вручения сертификатов о прохождении программы участники Школы поделились своими впечатлениями на круглом столе с организаторами и планами дальнейшей работы. Модератором круглого стола выступил директор УНЦ Дмитрий Каманин. Южноафриканские гости отметили, что несмотря на разницу в организации школьного учебного процесса в ЮАР и в России, многое из увиденного в Дубне можно адаптировать для применения в южноафриканских школах. Участников впечатлил уровень развития науки и технологий в России, а также объем совместных проектов и исследований ЮАР и ОИЯИ. Они рассказали о том, как важен был для них блок практикумов и лабораторных работ, и выразили желание внедрять этот опыт в школах Южной Африки через научные центры, которые они представляют, в контакте с методистами и научными сотрудниками УНЦ ОИЯИ. С особенной теплотой говорилось о гостеприимстве, с которым их встретила Дубна, и о высоком уровне организации Школы.
Научная школа ОИЯИ для методистов образовательных центров ЮАР стала новым и успешным опытом для УНЦ ОИЯИ, а также еще одним кирпичиком в прочное здание сотрудничества между ОИЯИ и научными и образовательными организациями ЮАР.

